Бахарев Ю.П. / Философия квантовой теории

Рубрика: Бахарев Ю.П., Физика

Квантовая физика в школе?
Да! ….

Несмотоя на то, что даже Ричард Фейнман высказался в том духе, что ее мало кто вообще понимает, я могу сказать следующее: законом об образовании предусмотрена существенная реорганизация всей системы школьного образования, в том числе и физического.
Это воодушевляет!

Существует пакет разнообразных программ, обеспечивающих различные варианты осуществления как уровневой дифференциации в рамках многоуровневых программ и учебников, так и профильной дифференциации, подразумевающей создание специальных классов и школ с различными уклонами: гуманитарным, естественнонаучным, физико-математическим, техническим и др. Одной из программ является программа Г. Я. Мякишева. Это традиционная программа по физике для основной общеобразовательной школы. Составлена она на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной школы в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений. В программе, кроме перечня элементов учебной информации, предъявляемой учащимся, содержится перечень демонстраций, лабораторных работ и школьного физического оборудования, необходимого для формирования у школьников умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы. Особенности методики изучения данного раздела определяются местом этого раздела в школьном курсе физики и спецификой изучаемого в нем материала. Квантовую физику изучают в конце школьного курса физики, причём изучают на количественном уровне впервые. Нигде на протяжении всего школьного курса физики учащиеся практически не встречались с дуализмом свойств частиц, вещества и поля, с дискретностью энергии, со свойствами ядра атома, с элементарными частицами. Лишь о строении атома и его ядра школьники получили самые первоначальные представления в базовом курсе физики, а более полные – в курсе химии. Это обстоятельство требует от учителя так построить учебный процесс, чтобы при изучении материала добиваться глубокого и прочного усвоения его учащимися. Необходима продуманная работа по закреплению и применению изучаемого материала при решении задач, выполнении лабораторных работ и т.д. Для повышения качества усвоения материала очень важно опираться на ранее полученные знания. Например, при изучении правил смещения при радиоактивном распаде и при изучении ядерных реакций необходимо широко опираться на законы сохранения массы и заряда. Перед изучением строения атома целесообразно повторить понятие центростремительного ускорения, законы Ньютона, закон Кулона, а также те сведения о строении атома, которые учащиеся получили в базовом курсе физики и при изучении химии.

Особенность содержания квантовой физики также накладывает отпечаток на методику её изучения. В этом разделе учащиеся знакомят со своеобразием свойств и закономерностей микромира, которые противоречат многим представлениям классической физики. От школьников для его усвоения требуется не просто высокий уровень абстрактного мышления, но и диалектическое мышление. Противоречия “волна-частица”, дискретность-непрерывность” рассматривают с позиций диалектического материализма. Поэтому при изучении этого раздела учителю важно опираться на те философские знания, которые имеют учащиеся, чаще напоминать им, что метафизическому противопоставлению диалектика противопоставляет утверждение: и да, и нет. Поэтому нет ничего удивительного в том, что свет в одних условиях ведёт себя как волна, в других — как поток частиц.
Читать полностью »

В.И. Волосатов / Физика эфира 2 (Антигравитация причина развития Вселенной)

Рубрика: Физика

Название: Физика эфира 2 (Антигравитация причина развития Вселенной)

Автор: В.И. Волосатов

Аннотация: На основе представлений об эфире как субстанции, состоящей из абсолютной пустоты пространства, заполненной вращающимися частицами локализованной энергии – частицами прама и создающими своей энергией внутри него огромное давление – антигравитацию, делается попытка объяснить известные и пока прогнозируемые свойства материи и причины её эволюции.
Рассматривается иная модель работы атомов, предполагается наличие эфирных атомов. Наряду с объяснением физической природы основных взаимодействий (гравитационных, электромагнитных, сильных и слабых) прогнозируется наличие в природе других видов взаимодействий (антигравитационных, сверхсильных, супереильных, слабогравитационных). Для всех мыслящих, пытливых, ищущих людей, участвующих
в вечном Познании Жизни.

Читать полностью »

Ф.Ж. Вильф / Ещё раз о спине точечной частицы, формуле Эйнштейна и релятивистском уравнении Дирака

Рубрика: Физика

Название: Ещё раз о спине точечной частицы, формуле Эйнштейна и релятивистском уравнении Дирака

Автор: Ф.Ж. Вильф

Аннотация: В книге рассматривается новая — физически содержательная — интерпретация знаменитого соотношения Эйнштейна, связывающего полную энергию свободной точечной частицы с ее массой покоя и ее импульсом.
Доказывается, что спин (собственный механический момент) точечной частицы любой разновидности обусловлен ее- вращением но орбите конечного радиуса с орбитальной скоростью, абсолютное значение которой в V5 раз превышает скорость света, Показано, что именно это следует из квантово-механического релятивистского уравнеьшя Дирака; показано, что то же самое следует и из доквантового релятивистского соотношения Эйнштейна.
Доказывается, что уравнение Дирака (описывающее состояние свободной точечной частицы), вопреки традиционным представлениям, совершенно строго выводится из соотношения Эйнштейна с помощью одного из основных постулатов квантовой механики — принципа соответствия,
Математический аппарат, используемый в книге, лишь чуть-чуть выходит за пределы курса нормальной средней школы.
Книга адресована преподавателям физики учебных заведений любого уровня и тем любознательным школьникам и студентам, которые изучают физику самостоятельно по монографиям и учебным пособиям.
Книга может также оказаться полезной специалистам, работающим в области физики элементарных частиц.

Читать полностью »